Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Нормативные документы
Приказ МАОУ ООШ №185 от 15.09.2023г. № 185 "О назначении ответственного за формирование функциональной грамотности обучающихся в МАОУ ООШ №14 на 2023 – 2024 учебный год"
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
Приказ МОУ Управления образованием ТГО № 371 от 23.09. 2021 О реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Тавдинского городского округа в 2021-2022 учебном году
Приказ МОУ Управления образованием ТГО № 268 от 28.06.2021 Об организации работы по результатам регионального исследования функциональной грамотности обучающихся 4,8-х классов образовательных организаций Тавдинского городского округа
Приказ МОУ Управления образованием ТГО № 351 от 15.09.2021 Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году
Приказ МАОУ ООШ № 14 "Формирование функциональной грамотности обучающихся"
План мероприятий (дорожная карта) по совершенстованию функциональной грамотности обучающихся МАОУ ООШ № 14 на 2021-2022 учебный год
Приказ МОУО - УО № 381 от 21.09.2022 г. "Об утверждении и реализации Плана по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций ТГО в 2022 - 2023 учебном году"
Приказ МАОУ ООШ № 14 от 20.09.2022 № 216 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся МАОУ ООШ № 14 в 2022 - 2023 учебном году"
Приказ МАОУ ООШ № 14 от 23.01.2023 г. № 12 "Об организации и проведении Декады функциональной грамотности в МАОУ ООШ № 14 в 2023 году"
Внедрение финансовой грамотности в образовательный процесс общеобразовательных организаций
Основные цели реализации программ, информационная поддержка и взаимодействие по повышению финансовой грамотности
Родителям о функциональной грамотности
Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.
С сентября 2022 вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.
С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.
Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru. А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/) по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).
Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!
Информационно- просветительская работа с родителями:
-
Муниципальное родительское собрание «Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций».
-
Собрание будет проводится в онлайн формате на канале YouTube по ссылке: https://youtu.be/AgX8UruQ7vA.
-
В рамках родительского собрания планируется осветить актуальные вопросы по теме формирования метапредметных компетенций у обучающихся.
-
Запись родительского собрания будет доступна по ссылке: https://youtu.be/AgX8UruQ7vA
Полезные ссылки
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ - открыть
Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности - открыть
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач - открыть
Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности" - открыть
Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке" - открыть
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
Электронный банк заданий по читательской грамотности
Электронный банк заданий по математической грамотности
Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
Электронный банк заданий по креативному мышлению
Примеры заданий по математической грамотности
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Школьные мероприятия
Экономический калейдоскоп
В рамках Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) 31 января 2024 года в МКОУ ООШ №14 для обучающихся 1 и 3 классов прошел брейн-ринг "Экономический калейдоскоп".
Брейн-ринг состоял из семи этапов:
1) Экономическое ассорти (собрать пазл денежной купюры);
2) В мире профессий (отгадывали загадки о профессиях и рассказывали о их значимости);
3) Экономическая угадайка (обучающиеся собирали пословицы с экономическим содержанием);
4) Экономические задачи (решали задачи с экономическими сведениями);
5) Прими правильное решение (решение экономических ситуаций и объяснение своего выбора);
6) Экономические головоломки (распределяли выражения на две группы соответствующие понятию дорого и дёшево);
7) Кроссворд.
В процессе игры участники узнали много нового и интересного о мире финансов, а также развили свои навыки принятия решений и стратегического мышления.
Квест-игра «Финансисты»
В рамках Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) 30 января 2024 года обучающиеся МКОУ ООШ №14 приняли участие в квест-игре «Финансисты» на базе центра образования «Точка роста» МКОУ СОШ № 9.
В игре участвовало 5 команд из трёх образовательных учреждений г. Тавда. На разных этапах ребята решали экономические задачи, считали сумму товаров в продовольственной корзине, определяли различия между товарами и услугами, показывали свои знания по финансовой грамотности.
По итогам квест-игры наша команда 5 класса «Банкиры» заняла 1 место. Ребята получили массу положительных эмоций, небольшие подарки и заряд энергии для новых побед.
Квест-игра «Знатоки финансовой грамотности»
30 января 2024 г. на базе центра образования «Точка роста» https://vk.com/club187982482 МКОУ ООШ №14 руководитель центра Азанов Р.В. провёл квест-игру «Знатоки финансовой грамотности» для обучающихся 5 класса.
Одноклассники разделились на три команды: Универсалы, Волонтёры и Бродячие ребята. Ребятам предстояло пройти 6 станций на различные темы: «Труд», «Угадай, кто сказал?», «Мульт-валюты», «Магазин», «Визитка товара» и «У Золушки». В течении игры ребята вспоминали валюты и героев мультфильмов, отгадывали пословицы, составляли алгоритм похода в магазин за продуктами. Но самым сложным, но в тоже время и наиболее интересным была станция «Визитка товара», на которой ребята тщательно изучали дату производства, срок годности, условия хранения и состав предложенных товаров – молока, сливочного масла и кормов для животных.
По итогам квест-игры победу одержала команда «Волонтёры». Ребята получили массу положительных эмоций, а также новые знания и умения по финансовой грамотности, которые им пригодятся в их повседневной жизни.
По следам Робинзона
В рамках Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) 24 января обучающиеся 6 класса МКОУ ООШ №14 приняли участие в игре «По следам Робинзона», в которой продемонстрировали свои знания и талант.
Целью игры явилось развитие познавательного интереса к географии, расширение кругозора и развитие познавательных способностей школьников, а также формирование навыков финансовой грамотности.
Декада функциональной грамотности
В рамках Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) в МКОУ ООШ №14 педагог - психолог, социальный педагог Букова И.Р. разработала:
буклет "Безопасный для финансов Интернет";
памятку "Как не попасться в руки мошенникам (Советы психолога).
С целью информирования и привлечения внимания к столь актуальной на сегодняшний день проблеме, обучающиеся совместно с педагогом распространили памятки и буклеты среди населения района Пристань.
ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА "ДАРЫ ОСЕНИ"
27 октября в МАОУ ООШ №14 прошел праздник? осенняя ярмарка "Дары осени". Ребята погрузились в атмосферу? народного гуляния и, конечно же, получили положительные эмоции.
В празднике участвовали родители и обучающиеся в роли? продавцов, которые предлагали и нахваливали свой товар. Обучающиеся продемонстрировали навыки финансовой грамотности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Пока жива библиотека – жив и народ, умрёт она – умрёт наше прошлое и будущее (Д. Лихачёв).
23 октября 2023 года в России отмечается праздник под названием Международный день школьных библиотек.
В каждой школе есть библиотека и именно оттуда начинаются все знания. Библиотека открывает школьнику безграничный мир книги, дает возможность познакомиться с выдающимися произведениями художественной литературы, прививает любовь к чтению.
В рамках Дня школьных библиотек была организована акция «Подари книге жизнь» под руководством советника директора по воспитанию Горетовой С.В. и школьного педагога-библиотекаря Босовой Т.В.
В ходе реализации акции ребята помогли школьной библиотеке привести в порядок ветхую художественную литературу, подклеивали книги, протирали пыль, расставляли на полках книги.
Ребята помогали друг другу, подсказывали, как и что лучше сделать. Дети прочувствовали важность своей работы, потрудившись, пришли к выводу: книги надо беречь!
В ходе данной акции прошли мероприятия: креативные закладки для книг своими руками, книжная викторина, своя игра.
Билет в Арктику
25 октября обучающиеся 8-9-х классов МАОУ ООШ №14 приняли участие во Всероссийском профориентационном уроке «Билет в Арктику».
Цель урока? - содействие профессиональному саморазвитию молодежи, развития их профессионального интереса в сторону арктической тематики от выбора профессии к формированию образовательной и профессиональной траектории.
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая интересна и привлекательна для Вас лично, доступа для освоения, пользуется спросом на рынке труда, раскроет ваши таланты и достоинства, будет успешна и востребована.
Ребята познакомились с наиболее востребованными профессиями, посмотрели видеоролики, прошли тестирование. Продемонстрировали компьютерную грамотность.
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Профессия зачастую определяет стиль жизни человека и его окружение. Выбрать профессию не всегда легко. Можно пойти разными путями: выбрать ту же профессию, что и родители, повторить выбор друзей или найти свой ? жизненный путь...
В гостях у ученого
Ученики 2 класса МАОУ ООШ №14 сходили на экскурсию в Точку роста.
Учитель биологии и химии Млявая Е.К. рассказала и показала коллекцию минералов, камней и свою личную коллекцию украшений из камней
Ребята проявили креативное мышление, погрузились в невероятный и увлекательный мир камней, посмотрели, потрогали и узнали интересные истории о камнях.
Люби и знай Тавдинский край
18.10.2023г. обучающиеся 6-го класса:
Годунин Константин
Черных Дмитрий
Бондаренко Софья
Сковородкина Мария
под руководством классного руководителя - Е.В.Тереховой,
приняли участие в городском конкурсе на знание истории и достопримечательностей нашего города под названием "Люби и знай Тавдинский край".
Ребята проявили креативное мышление, отличились эрудицией, отлично проявили себя в командной работе, весело и познавательно провели время.
Классные встречи
В рамках проекта «Классные встречи» Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» прошла встреча с писательницей, краеведом тавдинской земли, журналистом, автором книг «Тропою сказок, легенд, былей», «Дворовых сказок», «10 сказок в ладошку» и других книг - Светланой Матвеевной Богдановой.
Светлана Матвеевна рассказала ребятам о своей жизни и творчестве, о том откуда черпает идеи и сюжеты для своих книг.
Светлана Матвеевна прочла несколько сказок из книг «10 сказок в ладошку» и «Дворовые сказки». Сегодня, даже объявленные шалуны слушали очень внимательно, с интересом, а как по-другому, впервые видят настоящую сказочницу! После чтения сказок, ребята наперебой задавали вопросы, на которые Светлана Матвеевна с удовольствием отвечала.
В завершение мероприятия, на маленьких бумажных сердечках ребята написали теплые пожелания, для нашей гостьи.
Мероприятие получилось тёплым и душевным! На улице сень и слякоть, а от таких теплых встреч на сердце тепло и радостно! Хорошо, что есть такие светлые люди, как Светлана Матвеевна, которые своим творчеством учат нас добру и делают этот мир чудесным!
Россия - мои горизонты
5 октября в рамках курса «Россия-мои горизонты» для школьников 6-9 классов прошло всероссийское профориентационное занятие, посвящённое? профессии учителя.
Ученики за время урока смогли попробовать себя в роли своих педагогов.
Учитель проводит уроки по своему предмету, а если он классный руководитель, то это еще и? воспитательные занятия, классные мероприятия, родительские собрания, конференции и обучения.
Цель урока - напомнить? школьникам? страны о том, насколько? важна профессия педагога и как далеко в будущее устремляются результаты его работы.
Основными задачами для ребят были подготовка и проведение урока, а так же общение с классом. Не все задания оказались лёгкими, но ребята сообща с ними справились.
Приняв участие в профпробе, некоторые ребята заинтересовались данной профессией и отметили для себя,что необходимо больше внимания уделять учёбе.
Цифровая лаборатория по биологии «Точка роста». Использование
микроскопа
28 сентября в МАОУ ООШ №14 прошли занятия на которых:
учащиеся 6 класса повторили устройство светового микроскопа, правила работы с ним и возможности цифрового микроскопа;
ученики 8 класса рассмотрели организмы под микроскопом, сравнили внешний вид и внутреннее строение растительной и животной клетки.
С помощью микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Микроскоп является универсальным прибором позволяющим исследовать и анализировать строение микроскопических объектов. Показывает учащимся возможности использования прибора для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать школьников в экспериментальную и проектную деятельность с использованием нового современного оборудования.
Неделя чтения
с 13–19 февраля 2023 года Неделя чтения в Свердловской области.
Неделя чтения посвящена научно-популярной литературе, популяризации естественно-научных знаний, фантастике, празднованию 85-летия со дня рождения В.П. Крапивина.
В рамках недели чтения МАОУ ООШ №14 организовали и провели мероприятия такие как:
выставка книг "Владислав Петрович Крапивин"
создание закладок "Творчество В.П. Крапивина"
беседы о научной фантастике
"Игры разума" (кроссворды, сканворды)
викторина по естественно-научным знаниям "Кладовая знаний"
Акция «Безопасный для финансов интернет»
07.02.2023г., с целью просвещения жителей мкр-на Пристань в вопросах финансовой грамотности, а именно о том, как защитить свои финансы в просторах Интернета и не стать жертвами мошенничества, обучающиеся 5-го класса, под руководством соц.педагога – Тереховой Е.В., провели акцию «Безопасный для финансов интернет».
Участники акции распространили памятки-буклеты и призвали граждан быть финансово грамотными.
Памятка "Как не попасть в руки мошенников (советы психолога)"
«Сказка ложь, да в ней намек…
или сказочные герои и их денежные истории»
Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них будут сформированы полезные финансовые привычки.
С целью формирования основ финансовой грамотности у обучающихся 6 класса педагог-библиотекарь Босова Т.В. провела литературную игру «Сказка ложь, да в ней намек…или сказочные герои и их денежные истории».
Обучающиеся:
решали финансовые и математические головоломки;
раскрыли сущность понятий «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;
отвечали на вопросы игры по сказкам, сюжет которых связан с деньгами.
сочиняли сказку "Колобок" на экономический лад.
Учащиеся узнали много нового и интересного.
«Лишь знания всегда дают наибольшую прибыль».
Б. Франклин
Финансовая грамотность в МАОУ ООШ №14
27 января 2023г. для обучающихся 1-4 классов проведена деловая игра - практикум
"Семейный чек - лист расходов».
ЦЕЛЬ: формирование опыта применения полученных знаний по финансовой грамотности и умений для решения элементарных вопросов в области бюджета семьи.
ЗАДАЧИ:
1. воспитание ответственности и формирование нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
2. развитие коммуникативных навыков учащихся в области финансовой грамотности;
3. Развивать целостность взглядов на семью: воспитание организованности, бережливости, чувства взаимопонимания, взаимоуважения в семье;
4. постановка младшего школьника на место взрослого самостоятельного участника финансовых отношений;
5. формирование способа использования ограниченных ресурсов в условиях безграничных потребностей.
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.
24 декабря 2022 года руководитель центра образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" школы №14 Азанов Р.В. и педагог дополнительного образования Вдовин Е.И. посетили межрегиональный семинар-практикум по теме "Лаборатория функциональной грамотности: вызовы и эффективные практики" на базе МАОУ "Велижанская СОШ", филиала МАОУ "Велижанская СОШ"-"СОШ с Тюнево" Тюменской области.
В центре "Точка роста" Велижанской школы участники семинара, разделившись на группы, участвовали в мастер-классах по оказанию первой медицинской помощи, конструирование с помощью конструктора "Куборо".
В Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина сотрудники Велижанской школы познакомили коллег с удаленным электронным читательским залом.
В СОШ с. Тюнево посетили открытый урок по математике и занятие по внеурочной деятельности «Осторожно! Дезинформация!», где обменялись опытом с коллегами принимающей стороны.
В преддверии Нового года всех участников семинар-практикума Дед Мороз и Снегурочка поздравили с наступающими праздниками.
Всероссийский онлай-зачет по финансовой грамотности.
В МАОУ ООШ №14 обучающиеся школы и педагоги принимают активное участие в онлайн-зачете по финансовой грамотности.
Для участия необходимо зарегистрироваться по ссылке: https://finzachet.ru
Тест интересный, продуманный. После прохождения даются разъяснения, если мы на какие-то вопросы ответили неправильно.
После прохождения онлайн-зачета вы получите сертификат.
В МАОУ ООШ 14 прошли мероприятия посвящённые 165 летию К. Э. Циолковскому.
Обучающиеся 5-8 классов написали фантастический рассказ на тему межпланетных путешествий. Данное мероприятие способствовало грамотности в чтение и письме.
7 октября 2022 г состоялась ежегодная областная акция тотального чтения «День чтения».
Проект, организованный по инициативе Министерства культуры Свердловской области, в этом году реализуется в восьмой раз.
В этом году Акция приурочена к Году культурного наследия народов России и Году Д. Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области.
Ученик 3 класса Раджабов Али принял участие в конкурсе-дефиле "Национальная палитра", где показал национальный таджикский костюм и прочёл стихотворение Умари Хайёма "Рубоиёт". Данная акция способствует развитию читательской грамотности.
"Финансовая грамотность школьников"
Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, налогоплательщики. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
На базе МАОУ ООШ №14 в 7 классе прошел классный час на тему "Что значит быть финансово грамотным". Классный руководитель Босова Т.В. рассказала ребятам о том, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
7 сентября 2022 г 210 лет со дня Бородинского сражения
Учителем истории Мадеевым Р.Р. и учителем начальных классов Горетовой С.В. по данной тематике была проведена игра для 9 класса.
Соревновались две команды: "Кутузовцы" и "Историки".
Ответив на все вопросы, решив задания и показав свои знания по историческому событию, победу одержала команда "Кутузовцы"
Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление. Классный руководитель Босова Т.В. в 6 классе провела классный час на тему: «Развиваем креативное мышление» с целью развития личного креативного потенциала, креативного мышления и приобретения нестандартного, творческого подхода к решению профессиональных задач. Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.» А. А. Леонтьев